Цифровая трансформация алкогольного холдинга

Цифровая трансформация алкогольного холдинга

Григорий Рудницкий

Группа компаний «Руст», один из ведущих мировых производителей и дистрибуторов водки и других алкогольных напитков, работает в 86 странах мира. В портфель компании входят такие бренды как «Русский Стандарт» и Żubrówka, которые входят в список самых быстрорастущих водочных брендов в мире. Головной офис компании находится в России. Управление ИТ в столь крупном международном холдинге осуществляется централизованно, и за него отвечает Антон Трефилов, директор по информационным технологиям ГК «Руст». Перед алкогольной промышленностью, как и перед любым предприятием, сегодня стоят задачи цифровой трансформации, планирования, управления изменениями. Мы задали Антону несколько вопросов.

Как вы пришли в информационные технологии? Чем занимались до того, как стали ИТ-директором группы компаний «Руст»?

Я оканчивал Московский авиационный институт. После аспирантуры и защиты диссертации 18 лет работал в различных структурах компании «Кока-Кола», где довелось заниматься построением централизованных ИТ-сервисов, развитием инфраструктуры в нескольких странах, проектами M&A и внедрением продуктов SAP. Был региональным ИТ-менеджером, отвечающим за инфраструктуру сразу в нескольких странах.

В 2013 году меня пригласили возглавить глобальную ИТ-функцию во вновь образовавшейся алкогольной группе «Руст», которая поставила перед собой цель стать международным лидером на рынке алкоголя. Задача ИТ заключается в поддержке трансформации бизнеса, обеспечении интеграции вошедших в группу стран и компаний, а также во внедрении лучших практик управления.

Что удалось сделать за эти несколько лет, что вы руководите ИТ-департаментом?

Начали мы с самых базовых вещей. Основные офисы и заводы были объединены в общую сеть, внедрены современные средства коммуникаций, Wi-Fi, решения для видео-конференц-связи и многое другое. Мы внедрили и единые процессы ITSM, что тоже очень важно. Сегодня занимаемся тем, что совершенствуем системы корпоративной отчетности, планирования, управления мастер-данными и бизнес-аналитики.  В нашем портфеле приложений стараемся использовать инновационные решения. Многие новинки в области планирования и аналитики внедрили одними из первых, в частности ANAPLAN и Power BI.

Сложно ли проводить цифровую трансформацию в холдинге, работающем рынке с жестким законодательным регулированием? Какова здесь роль государства? Оказывает ли оно поддержку таким гигантам, как ваша компания?

Сложно и интересно. Перед нами, как легальным игроком рынка, и перед государством стоит общая задача — борьба с контрафактной продукции. Мы приветствуем внедрение систем контроля оборота алкогольной продукции ЕГАИС. Регулятор постоянно совершенствует законодательство и технологии, и наша обязанность их внедрять совместно с партнерами по рынку. В итоге усилия не напрасны,
контрафакта на рынке становится меньше.

Насколько широко вы используете облака?

Да, мы работаем с облачными решениями для планирования и аналитики. Примерно четыре-пять лет назад на рынке появился продукт ANAPLAN. Это облачный сервис для планирования, он быстро внедряется по сравнению с другими продуктами и не требует специальной инфраструктуры и большого вовлечения ИТ-специалистов. Мы используем ANAPLAN для финансового планирования в рамках всей нашей группы.

Нужно ли оцифровывать существующие бизнес-процессы или лучше создавать новые?

Любые бизнес-процессы так или иначе оцифрованы. Однако оцифровка приходит и в новые сферы, где ее еще не было. Серьезное развитие мы сейчас наблюдаем в области HR. В нашей компании сегодня внедряются инструменты, позволяющие автоматизировать работу с человеческими активами. Создаются системы развития и управления «талантами» в компании.

Любые ИТ-проекты так или иначе вызывают сопротивление или отторжение со стороны какой-то части пользователей в компании. Тем не менее, если мы говорим о цифровой трансформации бизнеса, подобные изменения должны происходить постоянно. Сталкиваетесь ли вы с этой проблемой?

Возникает классическая ситуация change management. Проще говоря, любыми изменениями нужно управлять. Процесс изменений состоит из разных этапов. Самым первым этапом, по теории, разработанной профессором Гарварда Джоном Коттером, является инициирование понимания компанией необходимости изменений, их неотвратимости. На одном из последующих этапов требуется выделить и зафиксировать «быстрые победы», создать команды и т. д. Все это общеизвестная теория, многократно описанная в книгах. Мы стараемся максимально обеспечить коммуникации, сопровождающие процессы изменений и все крупные проекты. Делается это с помощью обычных рассылок по электронной почте, анонсов в корпоративных журналах, проведения видеоконференций для большого числа сотрудников, в том числе в других странах и регионах, сообщений на корпоративном портале и т. д.

Интересно ли управлять изменениями?

Проекты, связанные с ЕГАИС, можно рассматривать как цифровую трансформацию не только компании, но и всей индустрии. Покупая нашу продукцию в магазине, вы получаете чек с QR-кодом, по которому сможете увидеть всю информацию о продукте и убедиться в легальности. А в перспективе мы стремимся контролировать жизненный цикл капли спирта и бутылки алкогольной продукции. Разве это не напоминает блокчейн? Сразу на ум приходит мысль, что водка — это и есть настоящая криптовалюта. Кроме шуток, критичность и частота изменений помогают нам быть в тонусе. Сроки, установленные государством, очень жесткие, отложить запуск новой функциональности означает остановку операционной деятельности. При этом часто бывает, что детали новых процессов уточняются ближе к дате внедрения. Это вынуждает нас постоянно совершенствовать подход к управлению проектами. Нам приходится практиковать не только классический Waterfall, но и модный Agile.

В каких странах работает ваша компания сегодня?

Наша продукция продается в 86 странах. Но, по сути, мы оказываем поддержку в России, Польше, Италии, Венгрии, Великобритании, США и Канаде.

ИТ тоже приходится говорить на разных языках?

Да, мы используем корпоративные ИТ-решения на разных языках. Скажем, ITSM у нас может применяться на русском, английском, польском, венгерском и итальянском.

Насколько широко распространены у вас гибкие Agile-методы управления проектами?

Для нас Agile — это тот метод и подход, который позволяет обеспечить оперативность и гибкость в реализации до конца не определенных проектов, то есть проектов, где нечетко или не до конца поставлена задача.

Чем занимается ваш центр бизнес-компетенции?

Перед нами стоит множество задач. Изменения происходят часто, и они сопряжены с большим количеством сложностей. Мы создали центр бизнес-компетенций, куда вошли эксперты и руководители из всех функций. ИТ организует регулярные встречи, на которых обсуждаются текущие проекты и запросы на изменения, решаются вопросы приоритетов и распределения ИТ-ресурсов. Большинство проектов являются кросс-функциональными. Они требуют вовлечения и согласованности многих функций. Все это мы также обсуждаем на собраниях в рамках центра бизнес-компетенций.

Какие еще digital-вопросы вас волнуют?

Растут угрозы кибер преступности, и это нельзя игнорировать. Поэтому вопросы digital resilience вышли для меня на первый план.

Странно. Обычно IT руководители не любят тему информационной безопасности.

И напрасно. Если ничего не случилось сегодня, это не значит, что не может произойти в любой момент. Еще свежи в памяти глобальные хакерские атаки в мае и июне. Эксперты предупреждают о вероятном повторении атак с использованием еще неизвестных уязвимостей, от которых нет защиты. Методы социальной инженерии чрезвычайно эффективны используются проникновения вредоносных программ в сети компаний. Поэтому способность ИТ минимизировать вероятность повреждений, уменьшить последствия и быстро восстановить все сервисы чрезвычайно важны. В этой связи мы активно прорабатываем дополнительные меры информационной безопасности, планы восстановления после атак и ведем разъяснительную работу с сотрудниками.

Кто отвечает в вашей группе компаний за информационную безопасность — ИТ или отдельное подразделение?

До текущего момента этим занимались ИТ. Но мы пришли к пониманию того, что нам нужно сфокусироваться на данной задаче и выделить информационную безопасность в самостоятельное подразделение.

Специалисты по информационной безопасности часто предупреждают о том, чтобы стоимость внедрения решений не превышала стоимости самой информации, которую они охраняют. Поэтому многие компании спокойно относятся к подобной проблеме. Исключение составляют, пожалуй, банки и страховые компании. Каково ваше отношение?

До недавнего времени у нас был похожий подход. Мы его сейчас меняем, поскольку понимаем, что кроме потери данных, хакерские атаки просто могут остановить бизнес на несколько дней. А это уже совсем другие потери. Вспомним недавние глобальные хакерские атаки с использованием шифровальщиков Petya и WannaCry. Эксперты предупреждают о вероятном повторении атак с помощью еще неизвестных уязвимостей, от которых нет защиты.

Не меньшую, если не большую опасность представляют внутренние инсайдерские утечки. Чтобы их минимизировать, необходимо работать с персоналом. Ведете ли вы такую работу?

Каждый сотрудник является мишенью для злоумышленника, который атакует его с помощью технологий социальной инженерии. Через него киберпреступники могут проникнуть в корпоративные ресурсы. Это может быть фишинговая рассылка и многие другие способы. Конечно, мы ведем соответствующую разъяснительную работу и совершенствуем политику информационной безопасности в которой отражается личная ответственность сотрудников.

И последний вопрос. Вы постоянный участник конгресса «Подмосковные вечера». Что вас привлекает в этом мероприятии? Какое настроение, интерес или пользу приносит посещение конгресса?

Мы старые друзья и партнеры конгресса и рады угощать участников конгресса нашими напитками. В этом году ценителей настоящей русской водки ждет очередная новинка — эксклюзивная лимитированная серия «Русского Стандарта Original Cloisonné», посвященная классической технике перегородчатой эмали («Клуазоне»), которая высоко ценилась в императорской России и продолжает цениться в наши дни.

К сожалению, редко удается участвовать ИТ-форумах, но конгресс я стараюсь не пропускать, поскольку организаторы всегда готовят широкую актуальную программу и приглашают интересных докладчиков. Встречаться с коллегами и товарищами всегда полезно.

Журнал IT-Manager № 09/2017    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторе


Григорий Рудницкий

Григорий Рудницкий

Историк по образованию. В ИТ-прессе – бумажной и онлайновой – с 2002 года: публикуется в изданиях, ориентированных как на домашних, так и на корпоративных пользователей. Любимые темы: гаджеты, мобильность, облачные сервисы, свободное программное обеспечение.

Последние новости

spot_img

Читайте также

Оставайтесь на связи - получаете последние новости на ваш электронный ящик