Страхи перед облаками

Лента новостейИТ в бизнесеУправление

Страхи перед облаками

Олег Коновалов | 18.05.2017

Облачные сервисы определяют вектор развития ИТ-решений для бизнеса, и в том, что будущее за облаками, уже ни у кого нет сомнений. За последние годы их выбор значительно расширился: в облаке удобно
арендовать ИТ-инфраструктуру без капитальных затрат, развернуть необходимые для бизнеса информационные системы, из облака можно приобрести по модели SaaS практически любые бизнес-приложения. Но на
фоне общего интереса к этому направлению у заказчиков остаются опасения, тормозящие переход в облака. Подобных страхов, или мифов, уже не так много, но о них надо говорить, чтобы клиенты понимали,
откуда они возникают и насколько обоснованны.

Миф № 1.: Облака — это ненадежно

На российском рынке сервис-провайдеров присутствуют и уже зарекомендовавшие себя компании, и новички, и солидные провайдеры, и те, кто иногда может подвести. Рынок насыщен, но при выборе случаются
и ошибки. Неопытность и ненадежность отдельных провайдеров и упущения заказчиков рождают миф о сомнительности технологии.

Есть и сервис-провайдеры, которых можно назвать лоукостерами. Они во всем стремятся сократить издержки, заложенные в себестоимость услуги: например, используют «бюджетное» noname-оборудование,
недублированные схемы его подключения, излишне увлекаются «переподпиской» — продажей значительно большего количества виртуальных мощностей, чем заложено в физической инфраструктуре. Пока
оборудование новое и не ломается, клиенты таких компаний будут довольны сервисом и низкой ценой. Но если хотя бы один элемент оборудования выйдет из строя, предприятию не следует рассчитывать на
быстрое восстановление своих данных из-за указанных особенностей ИТ-инфраструктуры. Возникает высокий риск, что информация и вовсе будет утеряна.

Заказчикам можно посоветовать внимательно относиться к выбору партнеров, пользоваться рекомендациями знакомых, изучать успешные кейсы на тематических конференциях, опираться на рейтинги и отдавать
предпочтение именам с хорошей репутацией.

Что касается публичных облаков ведущих сервис-провайдеров, то за последние три года не было информации, чтобы они «падали». Крупные провайдеры не смогли бы удержать в тайне ни малейшей осечки и,
если бы случился какой-нибудь провал, новость быстро облетела бы весь рынок. Лидеры облачных услуг устанавливают у себя максимально отказоустойчивую архитектуру, и сервис у них на высоком уровне —
их облака действительно надежны.

Миф № 2. Хранить данные в облаках небезопасно

Опасения часто вызывает все, что лично не проконтролируешь. Кажется, что и с облаками так: отдать информацию на хранение сторонней компании — значит увеличить риск взлома, утечки и других угроз.
Однако если мы посмотрим на архитектуру облаков ведущих сервис-провайдеров, то увидим, что на всех уровнях они защищают данные самыми современными средствами. Это ключевой вопрос для выживания
облачного бизнеса.

Обеспечивается безопасность каналов связи: на пограничном оборудовании в компании, как правило, стоят и потоковый антивирус, и система контроля разграничения доступа (СКРД).

Внутри виртуальных машин устанавливают в виде дополнительной защиты и системы СКРД, и антивирусы. Все подключения на сетевом и внутрисетевом уровне внутри облака разграничены между собой, что не
позволит заказчику со своего пула виртуальных машин попасть в пул другого клиента.

Безопасность технологий провайдера подтверждают соответствующие сертификаты, например, сертификат по информационной безопасности ISO 27001, аттестат соответствия требованиям Федеральной службы по
техническому и экспортному контролю и Федеральной службы безопасности, аттестат соответствия требованиям федерального закона «О персональных данных» 152-ФЗ (ПДн). У крупных провайдеров описаны
модели возможных угроз и модели нарушителей, и все средства информационной безопасности нацелены на устранение этих угроз.

Ключ к информации — в руках администратора данных. Если заказчики покупают у провайдера виртуальную инфраструктуру и самостоятельно размещают в ней свою информацию, то за это ответственен их
администратор, у администратора сервис-провайдера нет физической возможности извлечь какие-либо сведения клиента. Если допустить потенциальную возможность копирования области информации, то
подобные данные надо расшифровать, используя средства дешифрования, как это делают спецслужбы. Сам процесс долгий, непростой, и далеко не всякий инженер способен его реализовать.

Когда систему передают на полный аутсорсинг, специалисты сервис-провайдера получают доступ к базам данных внутри операционной системы и становятся администраторами. В таком случае защита сведений
заказчика обеспечивается комплексом юридических, финансовых и организационных мер. Сервис-провайдер подписывает соглашение о неразглашении (Non-disclosure agreement, NDA), которое содержит пункты,
запрещающие копировать, раскрывать, передавать данные заказчика. Провайдер несет за это юридическую, финансовую и репутационную ответственность.

Техническую возможность копирования информации исключить невозможно. Но скопировать ее могут и специалисты заказчика. При этом они не несут практически никакой ответственности. Согласно мировой
статистике, более 90% утечек связаны с действиями сотрудников предприятий. «Внутренние» администраторы всегда лучше разбираются в специфике бизнеса, чем внешние, на них легче выйти (обычно в
компании всего один-два системных администратора) и проверить их гораздо сложнее.

Для сотрудника сервис-провайдера данные — сторонняя информация, хорошо, если он знает название компании-заказчика. Кроме того, у сервис-провайдера есть служба качества, служба информационной
безопасности, которая предпринимает технические и организационные меры, чтобы сохранить данные заказчика. Эти элементы инфраструктуры сервис-провайдера тоже охраняют данные внутри облака.

Миф № 3. Облака — это дорого

Потенциальные заказчики облаков часто сравнивают коммерческое предложение провайдера с приобретением сервера и делают вывод, что сервер дешевле. Так и есть: сервер действительно дешевле одной
виртуальной машины. Однако сравнение стоимости «железа» со стоимостью облаков некорректно: облака — это сервис с определенным уровнем доступности, который обеспечивают квалифицированные и опытные
специалисты. Часто в расчетах не учитывается размещение оборудования: нужно понимать, что надежный сервис-провайдер размещает свое оборудование в надежном ЦОДе высокой доступности, платит за
электроэнергию, за размещение стоек, за кондиционирование и т. д.

Для того чтобы обеспечить надежный сервис, необходимо приобрести дорогостоящее оборудование, задублировать его и каналы связи — словом, все узлы, а в некоторых случаях даже не удваивать ресурсы, а
умножать на четыре! К затратам прибавим сервисные контракты на оборудование с максимально быстрым откликом вендора, администрирование ПО для оборудования, а также склад запасных частей, необходимый
в тех случаях, когда невозможно заключить сервисные контракты с вендором.

Пожалуй, самый значительный фактор, который не учитывают заказчики, хотя он и обеспечивает им дополнительную выгоду, — эластичность облаков. Если компания самостоятельно приобретает
программно-аппаратный комплекс (ПАК), покупке предшествует сайзинг информационной системы для определения точного количества мощностей, всегда рассчитываемого с определенной погрешностью. После
опытной эксплуатации выяснится, что количество ресурсов не соответствует реальным потребностям. Если ресурсов меньше и это скажется на работе бизнес-критичных систем, то бизнес может понести
убытки, не соизмеримые со стоимостью ИТ-оборудования. Если ресурсов окажется больше, они будут простаивать: клиент за них заплатил и не использует.

В облаке у сервис-провайдера можно заказать необходимое количество ресурсов для размещения информационных систем. Если опытная эксплуатация выявит нехватку мощностей, один звонок менеджеру решит
проблему — заказчик быстро получит дополнительные мощности. Если ресурсы оказались избыточны — сервис-провайдер снизит их по первому запросу. Заказчик при этом оплачивает услуги в соответствии с
объемом использованных мощностей. Ожидая перед Новым годом или майскими праздниками повышенную нагрузку на систему, ретейлер может заказать ресурсы заранее, а потом их сократить. Таким образом,
выделенные в облаках ресурсы точно будут соответствовать потребностям в мощностях, что практически невозможно реализовать при постройке собственного парка серверов.

Вот три самых распространенных мифа об облаках. Надеюсь, статья подготовит вас к использованию облачных технологий и поможет выбрать именно того сервис-провайдера, который решит ваши задачи
эффективно и с технической, и с финансовой точек зрения.

Теги: облака, облачные технологии, ЦОД, технологии, безопасность, персональные данные, клиентский сервис

Журнал IT Manager    [ Подписка на журнал ]

Об авторе


Олег Коновалов

Олег Коновалов

Руководитель
отдела облачных сервисов компании «Онланта» (группа ЛАНИТ)

Последние новости

spot_img

Читайте также

Оставайтесь на связи - получаете последние новости на ваш электронный ящик